5 октября мы будем чествовать учителей. Какие бы новые модные профессии не появлялись в наш век, педагоги — и по сути, и по определению — остаются высшим звеном. И не всегда их опыт измеряется годами. Сегодня есть немало молодых, интересных и одержимых своей работой профессионалов. Одна из них — учитель русского языка и литературы кирсановской средней школы № 2 Галина Павлова.
Учебники с ошибками
АиФ: — Галина, чем, в хорошем смысле, больше всего зацепил новый закон об образовании и что в нём не понравилось?
Г. П. : — Этот документ вызывает много споров. Жаль, что перед утверждением он хоть и обсуждался, но многие голоса работающих в школе не были услышаны. Порадовало, что будут серьёзнее относиться к учебникам и всевозможным учебным пособиям. Мне дети приносили учебник 4–го класса по русскому языку с орфографическими ошибками. Положительно и то, что в школы пошли средства на оснащение техникой. В каждом классе появятся интерактивные доски, телевизоры, компьютеры; станет больше возможностей для качественного обучения.
Не понравилось отношение к сельским школам. В большинстве своём школа на селе — это культурный центр. А без школ вымрут и сами сёла. Страдает здоровье детей, которым приходится ездить более 10 км ежедневно в новую школу: они раньше встают и позже ложатся спать. На это жалуются и городские родители, чьи дети вынуждены ездить в школу, отнимая час в день на дорогу от времени на учёбу и отдых. А убило то, что в школах могут преподавать люди без педагогического образования. Это что? Экономия средств? Единственный выход обеспечить школу учителями? А не проще ли платить достойную зарплату?! Может, тогда в школах появятся молодые педагоги?
Чинуш — к доске!
АиФ: — Какие же нужны кардинальные преобразования, чтобы улучшить качество российского образования?
Г. П. : — Одной техникой качество образования не поднимешь. Надо начинать с объединения различных структур, потому что наше образование сегодня напоминает басню Крылова «Лебедь, рак и щука». Чиновникам самим неплохо бы было сесть за парты или постоять с мелом у доски, побеседовать с родителями, перестать заниматься бумаготворчеством. Учителям — лояльнее относиться ко всем переменам, происходящим в образовании, учиться новому, ведь жизнь не стоит на месте. Родителям — не сбрасывать свои обязанности на школу, общаться со своими детьми, следить за их школьной жизнью. Возможно, тогда придёт взаимопонимание.
АиФ: — А как вам официально разрешённые теперь платные услуги в школах?
— За всё надо платить. Только кому? Самым большим достижением советской системы было бесплатное образование и бесплатная медицина. Я против того, чтобы платили родители. Правительство должно найти средства на образование и тратить их рационально.
АиФ: — Сегодня немало «заточенных» на то, чтобы растить детей конкурентоспособными. Не получим ли в итоге поколение, «идущее по головам»?
Г. П. : — Да, мир стал жёстче, и именно поэтому сегодня надо не только дать знания ребёнку, но и научить его применять их на практике. Приведёт ли это к жестокости? Думаю, нет. Человек всегда остаётся человеком со своими достоинствами и недостатками, добродетелями и пороками. Откройте томик Шекспира, и увидите те же проблемы: противостояние отцов и детей, предательство, безграничную любовь….
О том, как Пушкин с Ленским стрелялся
АиФ: — Заметно ли компьютеры взяли верх над книгами? И что вообще читают дети?
Г. П. : — Сегодня дети мало читают, а благодаря компьютеру читают классику в кратком изложении, обедняя свою речь, душу, зачастую искажая содержание. Так, одна ученица написала в своём сочинении, что из–за Татьяны Лариной сам Пушкин стрелялся на дуэли с Ленским… А вообще школьники читают в большей степени зарубежную фантастику. Стихи любят, даже пытаются писать сами.
АиФ: — А писать ручками не разучились ещё?
— Компьютеры повлияли и на почерк — у многих он изменился в худшую сторону. Ведь без практики культура письма теряется. Многие перестали слать рукописные письма в конвертах. К сожалению, и я в том числе. Шлю в основном открытки. Всё нам некогда, проще позвонить, отправить SMS. А ведь в общении важное место занимают тактильные ощущения. Письмо можно подержать в руках, перечитать, и оно не зависит от заряда батарейки.
АиФ: — Заметно ли общение в виртуальном мире сказалось на уровне грамотности?
Г. П. : — Здесь всё зависит от общей культуры человека. Я в своей переписке стараюсь сохранить даже пунктуацию. SMS-сленг необходим для скорости, но и тут существуют свои нормы, иначе никто никого не понял бы. А эксперименты с языком были всегда. Чего только стоит словарь падонкафф, где «великий и могучий» истерзан до безобразия образованными людьми.
Любить каждого разгильдяя
АиФ: — Сдача ЕГЭ в этом году с самых первых дней принесла много шумихи. Как реагировали на эти события ваши ученики, и что предпринимали учителя?
Г. П. : — К тому, что в Интернет выложили ответы по русскому языку, ученики отнеслись по–разному. Кто привык учиться — писал сам и потом гордился полученными результатами. Кто привык списывать, надеялся на Интернет. Но сама шумиха, поднятая вокруг ЕГЭ, раздражала всех. Досталось много кому, особенно — школе. Но за что? Разве учителя контролируют интернет–сайты?
Вообще, ЕГЭ — хорошая задумка. Но воплощение надо бы доработать — возможно, предложить разные уровни тестов в зависимости от потребностей дальнейшего образования.
АиФ: — Как считаете: повернулось ли сегодня государство лицом к учителям?
Г. П. : — Нет. Учитель сегодня перегружен лишними часами (не брали бы, но как жить?), ненужными бумажками, различной общественной нагрузкой.
АиФ: — Вы никогда не думали бросить школу?
Г. П. : — Нет, школа — это особая жизнь, сложная, но интересная. С детьми забываешь обо всех проблемах. Работая с ними, надо быть честным во всём, любить своё дело и, конечно же, самих ребят, какими бы разгильдяями они ни были. Ученики постоянно подстёгивают: всегда надо идти в ногу со временем.
Источник новостей: Рамблер