Тамбов
Справочник Тамбов

Субсидии для регионов могут перенаправить на выполнение майских указов Путина

24 января 2014, 00:05 Бизнес, Политика, Экономика

В правительстве ищут варианты решения проблемы кризиса региональных бюджетов, возникшего в связи с необходимостью исполнять майские указы Владимира Путина. Белому дому придется определиться — помогать регионам выполнять указы президента либо смириться с тем, что госдолг субъектов к 2018 году достигнет 10% ВВП. В Минфине РБК daily подтвердили, что готовят предложения по федеральной помощи регионам.

Тема финансового положения регионов поднималась в среду на встрече премьер-министра Дмитрия Медведева с членами экспертного совета при правительстве, рассказали РБК daily четыре участника совещания. Положение было признано критическим, резюмировали они. В прошлом году произошло удвоение дефицита консолидированного бюджета регионов по сравнению с уровнем 2012 года. Сейчас дефицит бюджетов регионов и муниципалитетов превышает 670 млрд руб., или 1% ВВП. По прогнозам, к 2018 году он может вырасти до 2% ВВП, а госдолг субъектов — превысить 10% ВВП. Более того, в 30 российских регионах уже сложилась непростая ситуация, когда высокий уровень долга сочетается с быстрыми темпами его наращивания, следует из одного из экспертных докладов премьер-министру (есть в распоряжении РБК daily).

Одна из причин плачевного финансового состояния регионов — возросшая нагрузка на их бюджеты в связи с необходимостью выполнять президентские указы (общий объем необходимых для этого средств Минфин оценивал в 2 трлн руб.). Рейтинговое агентство S&P еще в октябре 2012 года предупреждало, что в 2013 году Россия может столкнуться с дефолтом регионов в связи с выполнением майских указов Владимира Путина, а за год госдолг субъектов вырастет как минимум в полтора раза.

Чтобы преодолеть сложившуюся ситуацию, премьер-министру в числе прочего предложили перенаправить средства субсидий, не связанных или мало связанных с реализацией майских указов, на непосредственную их реализацию либо направлять их в виде дотаций на конкретные нужды регионов, рассказали РБК daily два участника встречи. «Предложение поддержал и министр финансов Антон Силуанов», — говорят собеседники газеты. В Минфине подтвердили, что готовят похожие предложения.

Сейчас субсидии распределяются почти на 90 направлений, куда именно и на что их направить, решает Федерация, а не регион, поясняет завлабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики Владимир Назаров. Более того, субсидии выделяются ближе к концу года, так что регионы не всегда успевают освоить эти деньги, им тяжело их тратить. «Это неэффективный механизм», — подытоживает он. «Однако реализовать предложение будет непросто. Каждая субсидия имеет своего отраслевого лоббиста. Не исключаю, что сократить удастся только часть из них», — говорит г-н Назаров. В Минфине обратили внимание на то, что вопрос эффективности субсидий регионам находится в компетенции Минрегиона: именно он осуществляет мониторинг их предоставления и достижения его целевых показателей.

Решать региональные проблемы эксперты также предлагают за счет корректировок расчета средней зарплаты в регионе (например, не учитывать зарплату работников силовых ведомств, так как они не являются частью экономики региона) и уточнений требований к отнесению медработников к категории «врач». Таким образом удастся сузить круг медиков, на которых распространяется требование повысить зарплаты до 200% от средней зарплаты по региону, следует из доклада.

Необходимо и скорректировать планы министерств, ответственных за исполнение президентских указов, отмечают правительственные эксперты. В частности, при расчете средней зарплаты в экономике в качестве базового года брать не текущий, а последний отчетный год с возможной индексацией на прогнозируемую инфляцию.

По оценкам S&P, выполнение президентских указов по повышению зарплаты работникам сферы образования, здравоохранения и культуры привело к увеличению текущих региональных расходов в 2013 году на 7%. Общий объем допрасходов может составить около 1,6—1,7 трлн руб. в 2013—2015 годы, а в 2016—2018 годы превышать 1 трлн руб. ежегодно. В этом году доля расходов на социальные поручения Путина достигнет 35% текущих расходов по сравнению с 24% в 2012-м. А в восьми—десяти регионах доля зарплат в социальной сфере может превысить половину текущих расходов.

Дефицит региональных бюджетов оказался выше прогноза S&P в 450 млрд руб., причем тот был консервативным, говорит замдиректора направления «Региональные и муниципальные финансы» S&P Карен Вартапетов. «Пока нет официальных данных казначейства по итогам 2013 года, мы пытаемся понять, что привело к увеличению дефицита. Скорее всего, объем межбюджетных трансфертов регионам оказался ниже, чем мы предполагали. Это сильно подорвало финансы регионов. Несмотря на то что рост расходов регионов был небольшим — в районе 5—6%, на фоне снижения налога на прибыль сокращение трансфертов оказалось критическим. Регионы урезали все, что не связано с президентскими указами», — поясняет аналитик. Идея направить средства субсидии на реализацию президентских указов может поддержать региональные бюджеты, считает он. «Правительство по-прежнему стоит перед выбором — либо помогать регионам выполнять указы, либо смириться с тем, что их дефицит и долг будут расти», — добавляет г-н Вартапетов.

Сегодня для обсуждения бюджетных проблем Антон Силуанов встречается с губернаторами и чиновниками финансово-экономического блока регионов Центрального федерального округа, рассказал РБК daily губернатор Тамбовской области Олег Бетин. В пресс-службе Минфина сообщили, что такой информацией не владеют.

Проблему дефицита региональных бюджетов намеревался обсудить и Дмитрий Медведев, для чего хотел пригласить ряд губернаторов, рассказал один из участников встречи с премьер-министром и подтвердил член Экспертного совета при правительстве Александр Починок, также участвовавший в мероприятии. Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова опровергла, что в ближайшем будущем такая встреча планируется.

Читать на сайте РБК.Daily