Тамбов
Справочник Тамбов

«Мои года – моё богатство!». Вехи театральной судьбы актёра Владимира Войцеховского

07 января 2017, 12:55 Владимир, Культура, Театр


      «Мои года – моё богатство!». Вехи театральной судьбы актёра Владимира Войцеховского

Побывав на зимние каникулы на своей родине – в Мичуриснке, забежал в драмтеатр, где работают много многих друзей. За кулисами встретился с Володей Новосельцевым и договорились сходить на могилу к нашему общему знакомому Владимиру Войцеховскому. 7 декабря 2013 года его не стало, а до сих пор не верится. Он не дожил до своего 83-летия всего три с небольшим месяца. А родился он в Международный день театра - 27 марта 1931 года. Особенно запомнился он мне в спектакле «Эффект Редькина», поставленный в 1985 году режиссёром Борисом Ивановым, где Войцеховский играл две роли: редактора и следователя. Там актёр так перевоплощался, что я узнал о том, что эти две роли играет именно он, только из программки. Практически то же самое было и с остальными спектаклями, в которых играл Владимир Васильевич.

Например, «Корни» по пьесе нашего земляка Виктора Кострикина, поставленный тем же Борисом Ивановым. В «Корнях» Войцеховский играл Слепого. Практически весь спектакль я не мог определить, какой это актёр. Кстати, очень интересной была подготовка к этому спектаклю.

- Я очень долго наблюдал за слепыми: чтобы правдиво сыграть роль на сцене и избежать штампа на сцене, и заметил, что слепые постоянно ощупывают свою дорогу, - делился когда-то со мной Владимир Васильевич.

Войцеховский поделился тогда, что мужчины и женщины – слепые ходят по разному: у мужчин глаза обычно подняты вверх, как бы направлены к свету, а у женщин – вниз…

А путь к актёрской профессии у Владимира Васильевича был не из простых. В детстве он особо не задумывался об этой стезе, хотя рано научился читать – годика в 3-4. Однажды прочитав «Ваньку Жукова» - непроизвольно запомнил этот рассказ и в гостях постоянно его декламировал. Все присутствующие были тогда удивлены способностями мальчика. Потом в армии он непроизвольно подсказывал самодеятельным режиссёрам в постановке спектаклей, ещё не задумываясь о том, что сам станет актёром. После армии друг соблазнил его поступить в Куйбышевский политехнический институт и они вместе поехали в нынешний город Самару. Что самое интересное – Владимир Васильевич поступил в институт, а его друг – нет. И уже во время учёбы в политехе Войцеховский всерьёз задумывается о своём будущем и после третьего курса поступает в театральное училище. Но тут вмешались родные и с учёбой в театральном пришлось отложить. Да и сам студент решил, что нужно доучиться в институте и получить высшее образование. После окончания политехнического В.В.Войцеховский работает инженером- телемеханником в Куйбышеве, переезжает в город Горький /ныне Нижний Новгород/, где работает инженером «Энергосетьпроекта», выступает и как актёр самодеятельного народного театра Горьковского автозавода, которым руководил тогда известный режиссёр Никольский.

Кстати, это был один из первых самодеятельных театров в СССР, получивших звание народного. После сыгранных ролей Белковского в «Моём друге» Погодина, Доната в «Егоре Булычёве» и Павлика в «Варварах» Горького, его в 1966 году приняли актёром вспомогательного состава в Горьковский Академический театр Драмы. Одновременно он обучался в театральной студии при театре. С особой благодарностью вспоминал своих преподавателей: народного артиста РСФСР Н.А. Левкоева /мастерство актёра/, известного артиста театра и кино В.Я. Дворжецкого /сценическая речь и гримм/, А.Б. Немеровского /сценическое движение и фехтование/ - кстати, лучшего в то время преподавателя по фехтованию.

В том же 1966 году, когда Горьковский Академический театр был на гастролях в Минске, нескольких актёров пригласили на киностудию «Беларусьфильм», чтобы озвучить публицистический фильм «Бронзовые солдаты», повествующий о памятниках воинам Великой Отечественной войны. На эпизод, посвящённый Сталинграду, и пробовался В.В. Войцеховский среди четырёх других актеров. По результатам проб оставили Владимира Васильевича. Тогда ему заплатили 40 рублей за работу в фильме. На память об этом он сразу же купил себе африканскую статуэтку, которая долгое время стола у него в зале на видном месте. А вот когда Владимир Васильевич умер, его жена Лидия Георгиевна пригласила меня и предложила выбрать какую-нибудь вещь на память о Войцеховском. Я выбрал статуэтку. И теперь она стоит на моей тумбочке.

В 1968 году В.В.Войцеховског о приглашают работать в Ленинабадский театр драмы и комедии, и он соглашается, чтобы перейти из вспомогательного состава в основной. Работа в этом театре была специфической. Ленинабад – город приграничный, поэтому месяц готовили новый спектакль и месяца на три уезжали на гастроли по заставам. В связи с гастролями получалась большая переработка. Именно здесь он впервые сыграл Борныша в «Омуте» /«Хищница» по Бальзаку, режиссёр Кошевой/. Самое интересное, что в Мичуринске режиссёр Авилкин ставил этот же спектакль и Войцеховский вновь сыграл там Борныша. Только в Мичуринском драмтеатре этот спектакль был более костюмным. Да и у актёра было больше опыта. Это был единственный случай, когда актёр играл одну и туже роль дважды. Только в разных городах он сделал её по-разному. А иначе стоило бы работать актёром?

В 1971 году Войцеховский переезжает в Актюбинский областной драматический театр в Казахстане. Здесь ему запомнилась роль молодого Гайдара в «Солдатской песне» Рабкина, ею он как бы подвёл итог своим романтическим и юношеским ролям. Значительной была и роль Князя Курбского в «Иване Грозном» по А.толстому. Но в Актюбинске Войцеховский проработал недолго: при пожаре полностью сгорел театр. Хотя если не это обстоятельство, то может быть актёр остался бы там и в дальнейшем.

Потом Владимир Васильевич работает в Дзержинском драматическом театре Горьковской области, а в 1979 году его пригласил в Мичуринский драматический театр известный режиссёр Глеб Константинович Томилин. У него Владимир Васильевич был занят во многих спектаклях, например, в «Белом пожаре» по пьесе Ивана Гладких, за который Г.Т.Томилину и исполнителю главной роли Мичурина - И.Н.Полянскому вручили Государственную премию им. Станиславского. Мичуринский драмтеатр был первым городским театром, удостоенным такой чести. О спектакле появилось много откликов в центральной прессе. В журнале «Огонёк» № 7 за 1982 года режиссёр Вера Зубкова писала: «Скупо, но поэтично оформил спектакль «Белый пожар» художник И. Сазыкин. на фоне белого яблоневого пожара разыгрываются острые схватки Мичурина с мракобесом-попом Христофором /В.Соколов/, с городским головой /В.Войцеховский/ , с заокеанским Стратфордом /Г. Полонский/…» Запоминающейся ролью был Сергей Штучкин в «Святом и грешном» по М.Варфоломееву, поставленную Томилиным в 1979 году. Этой ролью Войцеховский основательно разоблачает мещанство. Про спектакль «Сын полка», где Владимир Васильевич играет роль сержанта Горбункова, опубликована статья Лидии Лебедевой «Повесть прочитана заново» в № 6 «Театральной жизни» за 1985 года.

Актёр был задействован и в «Тамбовской казначейше». Хочется отметить, что инсценировку писал сам Глеб Томилин, и Мичуриснкий театр был первым, кто поставил на сцене известное произведение Лермонтова. Много шума наделал спектакль «Вожак» по пьесе Станку, где Войцеховский играл Ужвора. Об этом спектакле появились рецензии и за границей. Была также у В.В.Воцеховского в Дзержинском драматическом театре роль без слов в сказке «Финист – ясный сокол». После премьеры режиссёр Станиславов написал на программке четверостишие:

«Без текста роль играть трудней

И это всем известно.

Но говорили все о ней,

Что это интересно».

А мне запомнилась работа с Владимиром Васильевичем Войцеховским в Мичуринском драмтеатре в спектакле «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке», поставленный режиссёром В. Предыбайло. Нас восьмерых школьников, занимающихся в театральном кружке, пригласили поучаствовать в массовке профессионального спектакля, премьера которого была в январе 1987 года. На зимние каникулы мы показывали по два спектакля в день, а вечером отрывок из сказки «прокручивали» перед дискотекой. Мне запало в душу то, что Владимир Васильевич от поведения публики менял свою игру, добавляя какие-то, на первый взгляд,незначительные фразы, вызывающие одобрение и смех. А зрителем была молодёжь: самая сложная публика.

Хочется отметить, что в 1986 году Владимир Васильевич закончил Заочный Московский Университет Искусств по двум специальностям: актёрского искусства и режиссуры самодеятельных коллективов. На вопрос: «Почему решил заняться режиссурой?» Войцеховский ответил, что захотелось раздвинуть рамки несыгранного в театре и передать накопленный опыт другим. Толчок к этому он получил от судьбы знаменитого ленинградского артиста театра и кино А.Ф. Борисова /главные роли в фильмах «Мусоргский», «Верные друзья» и др., который после неожиданного и очень удачного опыта режиссуры с фильмом «Кроткая» сказал примерно так: «Каждому актёру полезно попробовать себя в режиссуре, - хотя бы для того, чтобы узнать, годиться он для этого или нет». После этого В.В.Войцеховский ставил спектакли в школах № 18, 21 и в народном театре Сельхозакадемии. Очень плодотворной оказалась его работа во всероссийском обществе слепых, где он с 1994 года вел самодеятельность : ставил скетчи, сценки, одноактовые пьесы. Особо удачным оказался спектакль «Душа Элеоноры» по пьесе Луначарского, который был снят на плёнку и занял 2 место на областном конкурсе художественной самодеятельности слепых. Это большой успех, если учесть, что 1 место присудили детскому коллективу, а позади остались все взрослые спектакли. В.В.Войцеховский сказал: «Мне очень приятно работать со слепыми, так как они на репетициях выкладываются до отказа, чтобы выйти на сцену и подарить людям радость. Я буду работать с ними и далее с большим желанием и удовольствием». Жалко, что с годами театральный кружок прекратил своё существование, так как основные талантливейшие актёры умерли, да и был ещё ряд других причин.

Но Владимир Васильевич с энтузиазмом откликнулся на просьбу своего коллеги по актёрскому цеху Владимира Новосельцева, помочь с самодеятельность ю в Центре реабилитации трудных подростков или оставшихся без попечения родителей, что находится на улице Украинской. Совместно они поставили вначале композицию «Победа», где старый военный вспоминает своих близких женщин: мать, жену… После этой постановки дети стали проситься участвовать в спектаклях. Уже совместно с ними поставлены «Как крокодил солнце проглотил», «Волшебный цветок». Очень талантливым актёром проявил себя Иван Лукин, но участвовать в последнем спектакле его не взяли, потому что он нарушил дисциплину: самовольно сбежал из Центра в соседний район к отцу- алкоголику. На протяжении последних лет Владимиру Васильевичу близка была детская тема, да и участвовал на профессиональной сцене в театре он в основном в сказках: это Король и 1-ый разбойник Иоханнес в «Снежной королеве» по Андерсену /1998 г., режиссёр Мысливец В.В./, Лесничий-отец Золушки в «Золушке» Шварца /1999, реж. Мысливец/, Таракан «Мухе-Цокотухе» по К. Чуковскому /2000, реж. Мысливец/, Старый Заяц в «Зайке-Зазнайке» С. Михалкова /2000, режиссёр Солошек/, Султан в «Волшебной лампе Алладина» А. Фишера /2003, реж. Дубровский С./ и других.

За безупречную долголетнюю службу в театре 27 марта 2006 года Владимиру Васильевичу Войцеховскому Тамбовским областным отделением Союза театральных деятелей по утверждению СТД России присуждена медаль «За беззаветное служение театральному искусству Тамбовщины», которая была вручена ему в торжественной обстановке весной 2007 года. Отрадно отметить, что награждён медалью Владимир Васильевич был в свой день рождения, который отмечает в Международный День театра.

А Виктор Зятчин в своей книге "Последний вернисаж" посвятил эпиграмму Владимиру Войцеховскому:

Конечно он достоин всех "Оскаров"

На нашей сцене. И, видимо, потому,

Зови к себе хоть Марк Захаров

он не сбежит в соавторы ему.

Умер В.В.Войцеховский 7 декабря 2013 года. Хочется отметить, что на сцену Владимир Васильевич выходил практически до самой смерти. В течении 2013 года он с коллегами: заслуженной артисткой России Викторией Дзидзан и актёром Владимиром Новосельцевым подготовили две композиции: "Образ Мичурина в театре и кино" и о подвиге героев-панфиловц ев. С этими композициями они объехали все школы города Мичуринска, а также многие образовательные учреждения Мичуринского района.

Так 26 ноября 2013 года они побывали в Круглинской школе. Войцеховский исполнял роль Мичурина, В.Дзидзан - монолог жены Мичурина, Владимир Новосельцев читал стихи Петр Герасимова о великом садоводе, Эдуарда Кушалевского "Памятник Мичурина", Ярослава Смелякова "Мичуринский сад". Ведущим вечера была заслуженный учитель Российской Федерации Надежда Ивановна Ралдугина, которая в течении вечера демонстрировала отрывок из фильма Александра Довженко "Мичурин", вышедший ещё в 1940 году.

В композиции о героях-панфиловц ах Владимир Васильевич Войцеховский исполнял роль старого бойца, а Владимир Новосельцев - молодого бойца. Они в военной форме Великой Отечественной войны исполняли стихи. Композицию они показали во многих школах Мичуринского района. Она до того трогала душу зрителей, что военрук Круглинской средней школы Виталий Николаевич Похорский, являющийся одновременно председателем Мичуринской районной организации воинов-интернаци оналистов, выражал большущую благодарность актёрам за патриотическое воспитание молодёжи.

Кстати, многие зрители вспоминали В.В.Войцеховского, как он в 1984 году исполнял роль Моряка в спектакле "Стихийное бедствие", который Мичуринский драмтеатр показывали в селах Изосимово, Никольское и Круглое.

Хочется отметить, что Владимир Войцеховский – единственный из Мичуринского театра, кто имеет свой личный фонд в Центре документации новейшей истории Тамбовской области. Он сдавал туда документы, касающиеся своей творческой деятельности: фото, программки, воспоминания, рецензии на спектакли, в которых он участвовал. И теперь все исследователи могут приехать в Тамбов, чтобы поработать с документами Войцеховского.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сказочно мыслит Мысливец

Знаю я его три десятка лет: за это время видел его в разных ипостасях: актёр, режиссёр, директор театра. Но как человек, по-моему, он никогда не менялся. Возможно, сказалось трудное послевоенное детство, когда было важнее помощь друг другу и общение, а не накопление богатства (именно эти приоритеты, кажется, ставят сейчас многие молодые люди). (далее..)